Священное гороо Бурятии
http://baigaltravel.ru/images/shop/200x200/157_229.jpg baigaltravel 157
Программа культурно – познавательно, религиозного, паломнического тура знакомит с одной из древнейшей религией - буддизмом, получившей широкое распространение на территории этнической Бурятии. Нитка маршрута включает посещение центра Буддийской традиционной Сангхи России - Иволгинский дацан, главных буддийских храмов (Римпоче Багша, Тамчинский, Ацагатский, Анинский, Мурочинский, Тамчинский, Эгитуйский, Баргузинский, Кижингинский) и мировые буддийские святыни. (Сандаловый Будда - Зандан Жуу, Богиня Янжима, Барагхан и др.).
Маршрут раскрывает историю распространения буддизма на территории Бурятии, связанные с нею биографии выдающихся представителей ламаизма и знакомит с особенностями культовых сооружении и спецификой буддийской обрядности.
Буддизм проник в Забайкалье в форме ламаизма из Монголии и Тибета в середине 17 века, когда сюда прибыли 100 монгольских и 50 тибетских лам, которые начали интенсивное внедрение новой религии среди шаманистов.
Буддизм в Бурятии является самым северным ответвлением центрально-азиатской культурно-исторической вариации буддизма Махаяны, сформировавшейся в Тибете в конце XIV — начале XV века и получившей название Гэлуг .
Основатель этой школы выдающийся деятель Цонгкхапа (бур. Зонхобо) почитается последователями буддийской религиозной традиции в Бурятии наравне с основателем всей буддийской традиции Буддой Шакьямуни. Последователи Гэлуг в Бурятии предпочитают употреблять либо это самоназвание школы, либо общий термин «учение Будды», «махаянское учение», подчеркивая тем самым отсутствие в тибетском буддизме принципиальных различий с учением буддизма Махаяны.
К концу 19 века в Бурятии хранились несколько древних мировых святынь, привезенных из Тибета и Индии. Среди них были огромная металлическая статуя Будды Майдари, статуя Сандалового Будды, канонические сочинения: «Ганджур», состоящий из 113 томов, «Данджур», состоящий из 300 томов.
Первый маршрут на юго-восток Бурятии
Тур «Дацаны долины Селенги»
Протяженность - 400 км
Продолжительность – 2 дня
Количество человек в группе -15 чел.
1 день
В программу тура входит посещение Иволгинского дацана «Хамбын сумэ» и святых мест связанных с жизнью и деятельностью XII Пандито Хамбо ламы Даши-Доржо Итигэлова
Арюун-Булаг - колодец - выход источника. История у него не совсем обычная и связана с первым после войны Хамбо-ламой Лубсан-Нимой Дармаевым, основателем Иволгинского дацана. Баян-Улаан - единственное обоо, молебны на котором совершают Хамбо-ламы, в том числе и нынешний Дамба Аюшеев.
Иволгинская сопка – культовое место, где постоянно проводятся буддистские обряды. На северной экспозиции склона издалека видна надпись «Ом мани бадмэ хум» - пожалуй, самая главная мантра в буддизме. Есть и другие названия сопки – гора Острая и Баян-Тугад (в переводе «Богатый павлин»). Здесь снимались популярные фильмы киностудией Мосфильм "Песня табунщика" и "Золотой дом".
Иволгинский дацан «Хамбын сумэ» - духовная столица Буддийской традиционной Сангхи России. Дацанский комплекс представлен главным храмом Дзогчен–дуганом, Майдар–сумэ, Деважин, Сахюусан–сумэ. На территории монастыря располагаются здания библиотеки, факультет философии – Чойра, гостиница, музей памятников буддийского искусства, священные ступы – субурганы. В буддийском университете «Даши Чойнхорлин» им. Д-Д. Заяева обучаются хувараки – студенты, осваивающие буддийскую философию, основы тантризма, тибетскую медицину.
Иволгинский дацан был открыт в 1946 году. Здесь размещалась резиденция Хамбо-ламы, главы буддистов России. Постепенно сложился монастырский комплекс, ставший местом тяготения паломников и туристов. Алтари и интерьеры храмов комплекса украшают подлинные произведения искусства.
196 объектов (танки, скульптура) определены как движимые памятники и находятся под охраной государства. В 1991 году при дацане создан буддийский университет «Даши Чойнхорлин» им. Д.-Д. Заяева, где в настоящее время обучаются более 100 хувараков-студентов.
Современный Иволгинский дацан стал историко–архитектурным комплексом и охраняется государством.
Здесь хранится бесценная святыня - Драгоценное тело XII Пандито Хамбо ламы Даши-Доржо Итигэлова - бурятского религиозного деятеля, одного из выдающихся буддийских подвижников XX века; в 1911—1917 годах — главы буддийской сангхи России. Сюда ежегодно съезжаются тысячи и тысячи паломников, туристов из разных стран, чтобы получить благословение Д-Д. Итигэлова.
Малые храмы – дуганы. Слева и справа от главного храма расположены малые храмы – дуганы «Сахюусан», «Майдари», «Джуд». Дуган «Сахюусан» посвящен хранителям веры, «Майдари» – грядущему Будде, а в храме «Джуд» проводятся службы, посвященные тантрийским божествам.
Туристы могут посещать дацаны, участвовать в экскурсиях, быть на приеме у лам-врачевателей и лам-астрологов, приобретать тибетские лекарства, религиозную атрибутику, заказывать молебны.
В программу посещения Иволгинского дацана входит:
экскурсия, посещение музея, обед в гостевой юрте. По предварительной договоренности возможна организация поклонения Драгоценному Нетленному Телу XII Пандито Хамбо ламы Даши-Доржо Итигэлова
Далее маршрут проходит по территории Оронгойской долины, где туристы посещают следующие объекты, связанные с жизнедеятельностью Д.Л.Итигелова
Источник Ута Булаг (в пер. с бурятского означает ута - «длинный», а булаг - «ключ», «родник») находится в 45 км. от г. Улан-Удэ близ шоссейной дороги Улан-Удэ-Кяхта и выходит в родниковой воронке диаметром около 30 метров. Это гидрокарбонатная кальциево-магниевая вода, с дебетом 1,3 л/с, с температурой 8,2° С и минерализацией 0,37 г/л. Из этого места бьет 14 ключей.
Ута Булаг – это целый комплекс минеральных источников. В этом удивительном месте никогда не бывает комаров и мошкары.
Из этого места бьет 16 ключей. В 1910-1915 годах вода из этих родников шла по желобу около 5 км до местности Янгажино, где родился и вырос Хамбо Лама Итигэлов.
Местность «Шэнэхэтэ» – святое место, расположено в 7 км к северо-западу от с. Хурамша. У подножия горы – лиственный лес, где обитают заповедные цапли. Здесь проводится обряд Лусад – хозяину водоемов. На горе построен субурган в 2001 году. Хамбо собирал в этих местах лекарственные травы.
Нолин аршан – недалеко от с. Хурамша, место отдыха Д-Д. Итигэлов, сбора лекарственных трав.
Местность Тархан – к северо-востоку от с. Хурамша, место вложения Д-Д. Итигэлов бумбэ (священного сосуда). Здесь же он собирал лекарственные травы.
Олоной Обо – находится по левой стороне тракта Улан-Удэ-Кяхта, между Ута-Булаг и Оронгоем. Место, где Д-Д Итигэлов благословил и дал свое покровительство казакам, уходящим на русско-японскую войну 1905 года и на 1-ю Мировую 1914 года, с которых они вернулись живыми.
Местность Улзыта Добо На месте его рождения в местности Улзыта Добоо построен и торжественно открыт 4 сентября 2005 г. мемориальный комплекс, в который вошли буддийская ступа, аршан «Улзыта» (пер. с бурятского «дающее благо») и летний домик Хамбо Итигэлова.
Обо Баялаан (Баян Улаан) – дал название Д-Д. Итигэлов. Находится в 60 км от г. Улан-Удэ по Кяхтинскому тракту, на левом берегу реки Оронгой, на северо-запад от села Оронгой, напротив ж/д. станции. Здесь выполняется обряд «завет богов в покровительстве власть держащих». Место, где медитировал Д.-Д. Итигэлов в весеннее время. Восстановлено в 1995 году.
Гора Ундэр – место медитации Д.-Д. Итигэлова в летнее время. Место сбора лекарственных трав и вложения священного сосуда «бумбэ», к юго-западу от с. Оронгой.
Место бывшего Янгажинского дацана – к северо-востоку от Оронгоя, в местности Нарасата. В 1997 году возведен субурган. Здесь с 1898 по 1911 год Д.-Д. Итигэлов служил сначала гэсхы-ламой, а затем ширетуем (1904-1911).
В 1953 году, как вспоминают жители Оронгоя, Янгажинский дацан был взорван. Сейчас на этом месте сооружены обо и субурган.
Янгажинский дацан был известен своими ламами-хубилганами, обладавшими большими мистическими способностями, о которых сохранились устные предания. Особой страницей в истории Янгажинского дацана является его близкая связь с Хамбо-ламой Д.-Д. Итигэловым.
Гусиноозёрск (бур. Гусиноозёрск хото, Галуута нуур хото) — город районного подчинения, административный центр Селенгинского района Республики Бурятия и муниципального образовании Городское поселение «Город Гусиноозёрск». В городе расположен Гусиноозерский дацан, памятники и скульптуры советского периода, несколько кафе с национальной кухней, храм Святого Георгия Победоносца.
По предварительной договоренности можно организовать экскурсию на Гусиноозерскую ГРЭС
г.Гусиноозерск. Размещение в гостиница «Радуга».
Ужин в кафе «Лотос». Национальная бурятская кухня.
2 день
Посещение Гусиноозерского (Тамчинского) дацана. Экскурсия. Обед национальная кухня.
Гусиноозерский (Тамчинский) дацан, расположенный в Тамчинской степи на юго-западном берегу Гусиного озера (бур. Галуута-нур), являлся центром буддизма Восточной Сибири в XIX – начале XX века. С 1809 по 1930 годы Гусиноозерский дацан являлся резиденцией официального главы буддистов Восточной Сибири[12].
К началу XX века Тамчинский (Гусиноозерский) дацан представлял собой большой стационарный поселок с правильной сеткой улиц. Ядром его являлся главный храм – Цогчен-дуган (дом всеобщего собрания), который был окружен 7 малыми храмами или дуганами. Возведенное в 1859 году здание Цогчен-дугана сохранилось до сих пор.
Его первые строения были заложены в 1738 году и первоначально стояли на месте, где ныне находится середина Гусиного озера. Потом они были перенесены на то место, где стоят до настоящего времени. Дацан пережил эпоху своего расцвета, разрушения и возрождения. На протяжение многих лет он был центром искусств, книгопечатания, медицины. Здесь издавалось около 100 наименований книг на монгольском и тибетском языках, действовала школа хувараков, проводились философские диспуты, а также религиозные мистерии «Цам». Во дворе дацана был установлен сохранившийся до нашего времени памятник истории 9-8 веков до нашей эры - Алтан-Сэргэ (Золотая коновязь). Деятельность дацана возобновлена в 1991 году. В настоящее время в дацане проводятся экскурсии, есть кафе с национальной кухней. Возобновлено проведение религиозной мистерии «Цам».
Посещение местности «Талын Харгана» Талын Харгана – является одним из наиболее выдающихся сакральных мест для Российского буддизма.
Местность Талын Харгана тесно связана с личностью I Пандито Хамбо ламы Дамба-Доржи Заяева. Это место выбрал лама, чтобы уйти в нирвану. Согласно легенде это место охраняют духи семи лам. Эти семь лам отказались от физической жизни, но и отказались от перерождения, пожелав в виде духов охранять это священное место.
В 2008 году здесь в местности Талын Харгана был установлен Субурган — священная ступа I-му Пандито Хамбо ламе Дамба Даржа Заяеву.
В июле 2012 года при поддержке Президента Российской Федерации В. В. Путина в местности Талын Харгана началось возведение Дворца Белой Тары. В сентябре 2014 года Дворец Белой Тары был освящен и открыт.
Практика и мантра Белой Тары способствуют продлению жизни и преодолению угрожающих жизни помех. Главная цель обретения долгой жизни состоит в том, чтобы человеку совершенствоваться на пути духовного развития.
Чаепитие в кафе «Талын Харгана»
Путешествие в Селенгинск Посещение Селенгинского музея декабристов, некрополя декабристов, Скалы Англичанка, старого Селенгинска
Первым российским поселением в долине Селенги был Селенгинский острог, основанный казаками в 1665 г., а уже в 1685 –его называют городом. Побыл Селенгинск и в статусе уездного города Иркутской провинции, и окружного города Забайкальской области. В первой половине XVIII в. из-за постоянных наводнений население было вынуждено перенести город на левый берег. Исторические кварталы Новоселенгинска (Селенгинска) выделяются соразмерностью и уютом улиц, добротностью и пропорциональностью зданий.
Красота ландшафта, возможности его обозрения раскрывают историческую панораму: возрожденный Новоселенгинск, Посадская долину и старый Селенгинск с разрушеным Спасским собором, часовенкой и могилой коменданта В.Якобия, а также Чикойская стрелка с памятью об опальном любимце Петра I, прадеде Пушкина Ганнибале, и ландшафты, изобилующие памятниками археологии и святыми местами.
Многие природные памятники даже в названиях своих увековечили события давних времен, большие и малые. Причудливая скала Англичанка – воспоминание о том, что в XIX веке появился близ Байкала английский миссионер Роберт Юлль, проповедуя слово Божие. У Чикойской стрелки, среди скал останавливались дипломатические и торговые миссии в Китай и Монголию, ибо очень часто им подолгу приходилось ждать получения пропуска из Селенгинска.
Далее по программе возвращение в Улан – Удэ
Второй маршрут на северо-восток Буряти
Тур «Дацаны Хоринских бурят» через экскурсионные объекты знакомит экскурсантов с историей буддизма в Забайкалье, с особенностями культовой архитектуры, с историей дацанов, личностью известных деятелей буддизма, оставивших свой след в истории. Туристы посещают дацаны, ступы, священные места традиционного расселения хори –бурят (Заиграевский, Хоринский, Кижингинский и Еравнинский районы Бурятии)
Маршрут:
1 день: г. Улан-Удэ – с. Ацагат – с. Кижинга - с. Хоринск
2 день: с.Хоринск - Анинский дацан – с. Эгита - г. Улан-Удэ.
Описание экскурсии:
Экскурсионный тур рассчитан на гостей Республики Бурятия, имеющих интерес к истории и культуре региона.
Протяженность - 450 км
Продолжительность – 2 дня
Количество человек в группе - 15 чел.
1 день: г. Улан-Удэ – с. Ацагат – с. Кижинга - с. Хоринск
Село Ацагат. Посещение дома-музея Агвана Доржиева и Ацагатского дацана.
В с. Ацагат Заиграевского района (в 50 км от Улан-Удэ) на территории нового Ацагатского Дацана, около минерального источника Хара-Ацагат расположен Дом-музей Агвана Доржиева. Это перенесенное с исходного места в селе Хара-Шибирь бревенчатое здание. Указом Президента Республики Бурятия Л. В. Потапова 2000 года музей получил статус государственного. Последняя же резиденция Хамбо-Ламы Доржиева находилась в Шолотском Дацане. Место рождения Хамбо-Ламы Доржиева, с. Хара-Шибирь, дважды посетил Далай-лама XIV.
Родной дом Агвана Доржиева является домом музеем им. Агвана Доржиева в родном селе Ацагат при новом Ацагатском дацане. В доме музее также представлены единственные в России восковые фигуры буддийских иерархов, в том числе Агвана Доржиева.
В доме - музее проводятся экскурсии, организуются встречи с ламами Ацагатского дацана. На территории дацана расположены скульптуры основателю буддийской школы Гэлуг Цонгкхапа, Авалокитешвара. Бодхисаттва сострадания, воплощение сострадания всех Будд и Богине Белая тара.
Ацагатский дацан "Гандан Даржалинг"
Построен у подножия горы Тамхитын дабаан, неподалеку от села Ацагат в 1992 году. Здание нового дацана было построено по проекту старейшего бурятского архитектора Андрея Вампилова, который за основу взял макет старого дацана, сохранившийся в фондах Музея истории Бурятии. Трехэтажное здание главного храма выполнено из кирпича по традиционным буддийским канонам. Здание Цогчен-дугана обнесено каменной оградой с субурганами. Вход охраняют скульптурные изображения львов. Внутреннее пространство оформлено традиционно для всех буддийских храмов. Особенностью дацана является тысяча маленьких фигурок Будды в алтаре, а также восковая фигура 14-го Далай-ламы в натуральную величину, сидящего на главном троне Цогчен-дугана. В 1996 году в Ацагатский дацан перевезен и отреставрирован из местности Нарин-Ацагат дом Агвана Доржиева, в котором он провел последние дни перед арестом. Сегодня в доме устроен музей Агвана Доржиева, достопримечательностью которого являются его личные вещи, редкие документы, а также его восковая фигура и фигуры 13-го Далай-ламы и Чойнзона Иролтуева – бывшего Хамбо-ламы, известного лекаря.
Возрожденный Ацагатский дацан продолжает традиции и историю старого Ацагатского (Шолотского) дацана. Шолотский дацан был построен у речки Шулуута, впадающей в Уду, в 1826 году без ведома российских властей. Позднее стал называться Ацагатским. О самоволии бурят иркутский губернатор узнал спустя шесть лет и приказал не закрывать, а официально признать дацан. На тот период приход Ацагатского дацана составляли более 4 тысяч бурят из близлежащих улусов.
В 1877 году дацан был перенесен на новое более возвышенное место, где протекала ключевая вода. Через некоторое время в местности Энгир Туглуй поднялся крупный монастырский комплекс. К главному храму Цогчен и двум сумэ прибавились школа Чойра, типография и библиотека.
Субурган Агвана Доржиева Субурган построен в местности Хара-Шибирь, на родине известного ученого-богослова, учителя 13-го Далай-ламы Агвана Доржиева. Субурган высотой 10 метров. Вокруг него еще 7 малых субурганов, которые находятся на расстоянии около метра от главного субургана и посвящены ламам- выходцам из этих мест. Перед субурганом слева стоит гунгарба (киот для лампадок, сосудов с водой, рисом, сладостей). Территория, прилегающая к субургану, обнесена деревянной оградой из штакетника размерами примерно 30×70 м.
В 150 м на северо-востоке от субургана возведена беседка над камнем, которым отмечено место, где стояла юрта родителей Агвана Доржиева и где по бурятскому обычаю закопан его послед. Это место у бурят называется «тоонто». Камень стоит на бетонной плите размером 1,5×0,7 м. На нем надпись тибетскими буквами. Под навесом вывешены тексты на бурятском и английском языках с краткой информацией о месте рождения А. Доржиева. Примерно на высоте 1м к деревянным балкам прикреплены 7 хурдэ – по два с левой и с правой сторон, три с задней стороны беседки.
Агван Доржиев – ученый-богослов, дипломат, просветитель. Родился в (1853(54)-1938) в селе Хара-Шибирь. В 19-летнем возрасте покинул Забайкалье и отправился паломником в Тибет. В 1888 г. он окончил высшую буддийскую школу Гоман при монастыре Брайбун, в окрестностях Лхасы (Столицы Тибета), получил ученую степень «Лхарамба» и был назначен от этой школы Цаннид-Хамбой (наставником) юного Далай-Ламы XIII. Со временем Агван Доржиев приобрел большое влияние на Далай-ламу и стал его ближайшим доверенным лицом и другом. Он был инициатором сближения Тибета и России. Ездил с дипломатическими поручениями между Россией, Тибетом, Монголией и другими странами. Побывал в Индии, на Цейлоне, в Японии, Германии, Италии, Великобритании, Франции.
Кижингинский район. Образован 12 декабря 1940 года. Административный центр – село Кижинга. Население – 20,7 тысяч человек. Территория – 7871 кв.км.
Обед в селе Кижинга. Кафе национальная бурятская кухня.
На территории Кижингинского района находится один из самых больших и самых красивейших дацанов Бурятии – Кижингинский дацан. В этом районе построены такие буддийские святыни, как Великая Ступа Джарун-Хашор, Белая Ступа Ваджрасаттвы, многометровые скульптуры Будды Амитабхи, Будды Шакьямуни, Будды грядущего Майтреи, которые продолжают традиции монументального дацанского искусства прошлых веков.
Кижингинский дацан «Дэчен даши лхумболинг»
Кижингинский дацан является одним из крупнейших дацанов Бурятии. Построен в 1991 году. В 1991 г на месте основания Цогчен-дугана заложены в бумбэ мощи Вакулы Ринпоче. После главного храма построены Деваажин-дуган и Сахюусан-дуган в 1996 г. Сейчас в процессе строительства находятся статуи Будды Шакьямуни и Будды Майтреи, а также главные ворота дацана.
Занимаемая площадь примерно 30 тыс. кв.м. На территории находится 4 дугана: Деваажин-дуган, Сахюусан-дуган, Маани-дуган и Цогчен-дуган. Главный храм (Цогчен-дуган) двухэтажный каменный, остальные дуганы – деревянные. Ламы получили образование в дацанах Бурятии, Монголии и Индии.
Архитектура главного и малых храмов традиционна, отличительная особенность – роспись на стенах, картины, выполненные резьбой по дереву. Также Кижингинский дацан является единственным дацаном в Бурятии, на территории которого возведены по всем канонам, но в современном материале (железобетоне), большие статуи Будды Шакьямуни и Майтреи, имеется дуган «Милорайпа» в виде пещеры, сохранены традиции украшения дацана деревянными резными рельефами. На территории дацана построена гостиница для почетных гостей, рядом устроен небольшой стадион, где по праздникам проводятся традиционные соревнования в силе и ловкости.
Внутреннее оформление главного храма также отличается от интерьера остальных буддийских храмов Бурятии. На алтаре главное место занимает скульптура стоящего Будды, по обеим сторонам которого висят две иконы с изображениями других божеств. Рядом расположены священные книги и другие небольших размеров скульптуры, которых не так много.
Примерно в центре территории перед Цогчен-дуганом возвышается 7 м статуя Будды Шакьямуни, обнесенная восьмигранником-каркасом высотой 8 м. Рядом с главным храмом слева значительно меньших размеров (3 м) статуя Будды Майтреи. Фигуры не закончены, они и каркасы выполняются из железобетона мастером-дарханом Цыбен Цывановым, который также строит главные ворота для дацана.
Ступа Джарун-Хашор
В 1919 году в долине реки Кижинги была построена и освящена ступа Джарун-Хашор. В 1937 году Великая ступа была взорвана и разрушена до основания, также как и Кижингинский дацан.
26 сентября 1990 года досточтимый дуглах Римпоче из Непала освятил место, где Великую ступу должны были возродить заново. Силами буддистов-мирян, общественности, при финансовой поддержке правительства РБ новая 12-метровая ступа была восстановлена и освящена в октябре 2001 года.
Кижингинская Ступа Джарун-Хашор является аналогом ступы Бодхнатх в окрестностях Катманду, Непал.
Скульптура Будды Амитабхи (Амитаюс). Расположена перед ступой Джарун-Хашур, с левой стороны, лицом обращена на юг. Выполнена местным мастером Цыбеном Цыбеновым из бетона. Первоначально ее макет выполнялся из кедра, затем статуя и фундамент были отлиты из цемента. Высота скульптуры с пьедесталом около 5 м. Скульптура выполнена в соответствии с буддийским каноном, продолжает традиции монументальных изображений буддийских божеств, которые были присущи дореволюционным буддийским храмам Бурятии.
Будда Амитабха – покровитель долгой жизни, его главная функция – продление жизни. Отличительная особенность – красный цвет тела, сосуд с напитком бессмертия «амритой» и произрастающим из него Древом Жизни
Ступа Дандарона (Белая ступа Ваджрасаттвы)
Находится в 5,9 км на восток от с. Усть-Орот на Плоской горе. Ступа необычной формы издали привлекает внимание. Нижняя часть Ступы представляет собой четырехступенчатый квадрат, средняя часть оформлена в виде полусферы, на которой установлена
квадратной формы «хармика» с глазами, увенчанная в свою очередь острым высоким шпилем, завершающимся золотисто-перламутровым знаком «соембо» или «сваямбху». Высота сооружения около 4 м. Внутри ступы находятся «звезды дхармодай», в центре которых верхняя часть «яйца» с прахом Бидии Дандарона и внутренний «Красный субурган».
Чаепитие в кафе в Кижинге. Трансфер в с.Хоринск. Размещение в гостинице «Уда».
2 день: с.Хоринск - Анинский дацан – с. Эгита - г. Улан-Удэ.
На протяжении многих веков хоринцы поклоняются своей небесной прародительнице и защитнице – белой лебедице.
В средневековой монгольской историографии дочь Хорилтай-мэргэна и Баргуджин-гуа – Алан-гуа была возведена в родоначальницы монгольского рода борджигин, к которому принадлежал Чингисхан.
Хоринский историко-краеведческий музей. Является одним из значимых объектов культуры Хоринского района. Музей открыт в 1979 году в здании бывшей районной типографии, которое еще раньше принадлежало Анинскому дацану. В 1984 году во время пожара сгорела лучшая часть коллекции, которая была вновь восстановлена его организатором и первым директором Иннокентием Яковлевичем Труневым с помощью жителей не только Хоринска и соседних сел, но и с помощью жителей соседних районов. Они безвозмездно отдавали в музей редкие старинные вещи, хранившиеся у них дома. Так, всем миром, общими усилиями был восстановлен музей, дата второго рождения которого – 1989 год. Возрожденный музей не обеднел, а стал еще богаче. Сегодня здесь хранится более 1500 уникальных экспонатов. В музее можно увидеть древние книги, иконы, буддийские танка, скульптуры, традиционные костюмы семейских женщин, серебряные украшения буряток, искусно изготовленные древними мастерами-чеканщиками ювелирные изделия, ткацкий станок, на котором веками ткали из конопли и льна ткань для одежды и многое другое… О древностях, о прошлом и настоящем жителей хоринской земли рассказывает краеведческий музей с. Хоринск.
Анинский дацан. Анинский дацан был построен в 18 веке и отличался своей архитектурой, размерами и красотой. Сначала здесь был возведен войлочный дацан, затем был построены деревянные и каменные здания. В 1811 в по образцу дворца-Мандалы был построен главный двухэтажный Цогчен-дуган. В дацане работали учебные классы, типография, где печатались труды бурятских ученых, книги, привезенные из Тибета и Монголии, каталоги лекарственных.
Вокруг дацана было построено 26 ступ, одна из них имела оригинальную форму арки на четырех основаниях, под которой мог проехать всадник. Большая территория дацана была обнесена каменной оградой со ступами на углах. Возле дацана возник поселок, в котором проживало свыше 1500 лам. Главный храм дацана разрушен, но сохранились стены, которые впечатляют своей мощью. Рядом построен второй, действующий храм. За оградой дацана восстановлены 3 ступы у главного храма и 9 ступ, посвященных его настоятелям.
Проехать к дацану можно сначала по автодороге Хоринск-Романовка через село Анинск, далее через 2 км поворот налево к селу Алан, которое находится на расстоянии 12 км от автодороги. За Аланом дорога идет между горой и озером к дацану, дорога степная, местами труднопроходимая, с бродами через речку Она. Расстояние от Алана 4 км.
В число получивших образование в Анинском дацане входит Хамбо-лама Этигэлов.
Уникальный по масштабу символ возрождения традиции родовых храмов – комплекс 108 ступ появился вокруг Анинского дацана (Хоринский район) в июне 2011года.
Подобное сооружение существует еще только в одном месте в мире – в старой столице Монголии – Хара-хорин. Но, в отличие от монгольских субурганов, которые строились по решению и на средства властей, каждая новая ступа Бурятии возведена на средства представителей одного из родов хори-бурят. Каждый субурган высотой 3,42 метра содержит капсулу с цифровым посланием – сообщением о сегодняшнем времени, и пожеланиями потомкам, которое будет прочитано через триста лет. Расположенные в последовательности: 13 раз по 8 классических ступ на расстоянии 12 метров друг от друга, 108 белоснежных ступ представляют собой поистине завораживающее зрелище на фоне золотистых равнин, окруженных горами.
Экскурсия в Эгитуйский дацан «Дамчой Равжелинг» расположен в Республике Бурятия в 225 км от Улан-Удэ на живописном западном берегу реки Маракта в местности Хара-Шибирь Еравнинского района.
Эгитуйский дацан был построен в 1826 году и представлял собой комплекс из четырех дуганов. По своей архитектуре Эгитуйский дацан был одним из красивейших. Три дугана - философский, медицинский и астрологический - окружали главный храм. При дацане действовала типография и славился резьбой типографских матриц на тибетском и монгольском языках.
Сокровищем Эгитуйского дацана является статуя Зандан Жуу - Будда из сандалового дерева высотой 2 м 18 см. Согласно преданиям статуя Сандалового Будды считается первой и единственной прижизненной скульптурой Будды Шакьямуни, сделанным по заказу раджи Уддияны. По легенде Будда был сделан учеником Гаутамы - Вишвамитрой во время проповеди Будды (вырезан из сандалового дерева по отражению его в воде, ибо от самого Будды исходило ослепляющее сияние).
Зимой 1901 года, после разгрома Боксерского восстания в Пекине, бурятские казаки, пользуясь суматохой и разрухой в городе и пожаром в монастыре, где хранилась статуя, вывезли ее. Исполнители знали, что есть поверье: там, где находится Сандаловый Будда, там и центр буддийской религии. Без особых приключений статуя прибыла в Забайкалье и была укрыта в Эгитуйском монастыре. Тогда была изготовлена металлическая копия статуи и размещена в Эгитуйском дацане, оригинал был тщательно укрыт в секретном месте.
До 1935 года статуя Зандан Жуу находилась в одном из сумэ Эгитуйского дацана и была объектом поклонения и почитания. В смутный период репрессий Сандаловый Будда на долгие годы становится «арестантом» – он хранится в застекленном шкафу на втором этаже Одигитриевского собора в Улан-Удэ, где разместились фонды Краеведческого музея.
25 сентября 1991 года в Республике Бурятия статую Зандан Жуу вертолетом перевезли в Эгитуйский дацан. В тот день шел мокрый снег, и, по словам лам, "небеса омывали и очищали путь Зандан Жуу, как аршаном".
К Сандаловому Будде вновь началось паломничество, последователи его учения приезжают из разных стран.
Выезд на поэтический сад камней и долине реки Маарагта – посещение Ступы Будды медицины
Считается, что возведение ступы Будде Медицине поможет больным людям излечиться от их недугов, а здоровым укрепить своё здоровье и здоровье их близких.
Ужин в кафе на границе Еравнинского и Хоринского районов
Трансфер в Улан – Удэ.
уточняйте RUR 2022-12-31T00:00 http://baigaltravel.ru/tours/157